+7 (84472) 3-33-04
3-19-59
404507, Волгоградская область,
г. Калач-на-Дону, переулок Портовый, 1
Новости
О компанииИстория

История

 

В начале XVIII века на левом берегу Дона в 75 верстах от Царицына возник небольшой хутор.

Существует легенда, по которой название хутору дал Петр I. Здесь он гостил, когда перегонял флот из Воронежа в Азов. На самом же деле Калач получил название по характеру местности. В районе Калача Дон делает крутую излучину, а в старину говорили: заворачивает калачом. Хозяйства, расположенные в междуречье Волги и Дона, специализировались в основном на выращивании хлебов. Кроме того, переселявшиеся сюда из Малороссии и южных губерний России крестьяне занимались и садоводством. Все произведенное продавалось на ярмарках, которые проходили повсеместно на территории края. К середине XIX века было уже 25 ярмарок, среди которых важное место занимала Карповская — по названию слободы Карповка. Согласно «Списку существующих в Российской империи ярмарок», в 1834 году она была одной из крупнейших в округе.
 
В середине XIX века растет значение хутора Калач, где была построена на берегу затона пристань.

Из Царицына гужевой тягой в Калач перевозились лес, железо, скобяные товары из Нижнего Новгорода на Дон, в Ростов и низовые станицы. Необходима была железная дорога, которая соединила бы Волгу и Дон, Царицын и Калач.

В начале 1858 года инженер генерал-майор Мельников, статский советник Новосельский и коммерции советник Кокорев обратились к Главноуправляющему путями сообщения с ходатайством о разрешении учреждения ими общества для устройства железной дороги между Волгой и Доном, необходимый капитал на постройку которой исчислялся в 8 миллионов рублей серебром.
 
Проект был утвержден 19 июня 1858 года. Для устройства сообщения между Волгой и Доном посредством паровой железной дороги и для развития пароходных сообщений по Дону и Азовскому морю, — записано в собрании Законов Российской империи, — утверждается общество Волжско-Донской железной дороги и пароходства». Главнейшие параграфы общества гласили:

«1. Железная дорога должна быть устроена между х. Климовским, близ Царицына на Волге и затоном Калачевским на Дону.

2. Ширина колеи дороги должна быть 5 футов. Полотно и устои мостов должны быть устроены для 2 путей, но движение может быть открыто и производиться при одном лишь пути. Устройство второго пути правительство может требовать, когда годичный валовой доход достигнет 9 тысяч рублей с версты.

3. Поверстный тариф в вагонах 1-го класса — 3 коп., второго — 2,5 коп., третьего — 1,5 копейки серебром, или 84 копейки».

Первые попытки соединить Волгу с Доном предпринимались давно. Родилась эта идея в 1569 году, когда турецкий султан Селим решил усилить свое влияние на юге России. Спустя сто лет Петр I пытался провести свой флот с Волги на Дон и приказал связать реки каналом и шлюзами по Иловле и Камышенке в 1682—1702 годах. Затем и при Екатерине II, и при Александре I поднимался вопрос о строительстве судоходного канала, но замысел не удавалось воплотить. До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном. Однако ни одному из них не суждено было реализоваться по двум причинам. Во-первых, сопротивление оказывали частные владельцы железных дорог. Во-вторых, даже если бы произошло чудо, и канал был бы построен, движение судов по нему могло бы осуществляться лишь в весеннее время, когда реки были полноводными. Без тотальной реконструкции рек о полноценной навигации не могло быть и речи. В 1920 году по плану ГОЭЛРО правительство страны снова вернулось к проблеме создания канала. Однако проект строительства был создан лишь в середине 1930-х. Реализовать его помешала Великая Отечественная война. Работы по проекту возобновились сразу по окончании Сталинградской битвы, в 1943 году. В феврале 1948 года, после утверждения схемы Волго-Донского комплекса на заседании Совета Министров СССР, начались земельные работы. Руководил строительством в период с марта 1948 по март 1949 года Павлов Карп Александрович — бывший начальник ГУ СДС НКВД СССР «Дальстрой».
 
31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. С 1 июня по Волго – Донскому каналу уже началось движение судов.
 
Современный Калачевский порт был основан в 1952 году на базе пристани Калач при завершении строительства Волго-Донского судоходного канала. Ровесник великой стройки — Волго-Донского судоходного канала — Калачевский порт в 1953 году осуществил свои первые грузовые операции.